Коллекционер

16 Ноя. 2014 17:31 Прямая ссылка

Просмотреть все рецензии Любимка)

Коллекционер / The Collector (1965)

Рецензия содержит описание событий из фильма

Умерщвление красоты или о том, что «розу белую с черною жабой на земле» нельзя повенчать.
На этот фильм я натолкнулась случайно. Прочитала описание. Представила себе всю картину. И подумала, что если режиссер сможет подать атмосферу, то определенно у меня побегут мурашки. И что я получила при просмотре? Режиссер не просто мастерски подал атмосферу, ей просто проникаешься полностью, растворяешься, мурашки по всему телу. Все два часа я смотрела затаив дыхание. В этом фильме мне понравилось все. Остановлюсь поподробнее на основных составляющих этого фильма.
Игра главных актеров - восхитительна! Смотришь на Миранду – от нёе так и веет жизнью, добром, лаской. Она общительна, улыбка в каждом жесте, взгляде. Она любит искусство и рисует картины. Она любит мир. Она порхает по улицам, как красивая бабочка. Беззаботность, счастье, неиссякаемая энергия так и бьется в ней. Она даже не подозревает, что над ее головой навис сачок, который поглотит ее и отбросит в банку (в данном случае подвал). И вот она в неволе. Бабочка бьется из последних сил своими крылышками, пытается выбраться из заточения. Так же и наша героиня отчаянно молотит кулачками по двери. Взгляд, который был совершенно недавно полон беспечного счастья и любви к миру погас. Его сменило выражение страха, беспомощности. Но самое главное борьбы! В ней еще есть жизненные силы, чтобы дать отпор противному существу, закрывшему ее в темнице. Она все еще ждет, что он откроет крышку банки, чтобы она полетела на солнечный свет, который согрел бы ее. Черты лица бы смягчились. Чувство беспокойства, непонимания и страха ушли далеко-далеко. И она снова бы порхала красивой бабочкой по улицам, отвечая на улыбки прохожих и даря миру частицу своей радости и положительной энергии. Но крышку никто не торопится открывать. И вот тут выступает Фредди (прям сразу вспоминается считалочка из фильма «Фредди Крюгер»- «Раз – два - три Фредди в гости жди»…») Только в нашей ситуации мы его в гости не ждем, он сам хватает жертву и упрямо тащит по направлению к своей обители. Гостеприимный тип ничего не скажешь. А ещё Фредди считает, что если прекрасное создание (такая как Миранда) побудет в его обществе, то непременно полюбит его. Как же это жутко! Она такая светлая и воздушная, а он представляет собой что-то нелюдимое, мрачное и тянет к ее свету свои руки. Хочет забрать, поглотить ее. Высосать жизненные соки, чтобы она напоминала тех бабочек, которые лежат тихо и мирно у него в коллекции. Безжизненные. Которые не будут бороться, пытаться освободиться от его пут. По сути Фредди несчастный человек и каждый кадр с ним в фильме пропитан этим несчастьем. Сами стены дома какие-то грустные, окутанные печалью. Но в этих стенах есть маленький лучик света. Это Миранда. Фредди очень хочет, чтобы Миранда стала сердцем его Дома и частью его жизни. Мне сама мысль об этом ненавистна! Я представляю, что было бы, если Фредди сломал ее и она покорно согласилась бы остаться в этом мрачном месте?! Я думаю, ее лучей света не хватило бы, чтобы обогреть весь этот дом, а уж про его главного обитателя и речи не может идти. Каждый ее лучик был бы поглощен и растворен во тьме души Фредди. И она медленно угасала бы. Все это мне напоминает сказку про Дюймовочку. Где крот утащил в свое подземелье бедную кроху и считал, что если еды и воды достаточно, то больше ни о чем и думать не надо. Так и Фредди – воссоздал Миранде что-то по типу золотой клетки. Вот тебе и шкаф, наполненный красивыми вещами (теми вещами, которые идеально тебе подходят), и целая полка интересных книг, и завтрак на подносе. Он считает, что он создал для нее рай и не понимает, как она может этого не видеть? А ещё ужасно, то, что Фредди считает, что любит Миранду и думает, что его любовь чистая и искренняя. О какой любви вообще может идти речь?! Фредди – это мальчишка, который увидел дорогую игрушку и в миг решил ее заполучить. Если в детстве родители не могли нам подарить вещь из разряда «вон то красивое на витрине стоит», мы обиженно сопели, но, в конце концов, примирялись с мыслью, что этому дорогому подарку стоит помахать ручкой или же просто подбегать к витрине, прижиматься носом и разглядывать эту вещь до тех пор, пока либо родители не сжалились и не приобрели это или же пока не отпала необходимость в покупки этой игрушки. Тут же Фредди как раз и был тем мальчишкой, который «прижимал нос к витрине», пытаясь разглядеть объект своего желания. Только, в конце концов, ему надоело смотреть, и он пошел на преступление. Может и у некоторых детей лопнуло бы терпение, и они совершили бы кражу ради желания обладать игрушкой. Но вот именно игрушки. В той ситуации грозила бы порка от родителей, укоры продавцов, щеки родителей предательски пылали бы от речей хозяина магазина. В итоге штраф, домашний арест и т.д. Не хочу в это углубляться, так как я привела такую ассоциацию, чтобы показать, что мы говорим о вещи (предмет неодушевленный). А в фильме речь идет о человеке, который насильно брошен в подвал, как ненужная кукла с его красивыми вещами и «милым» зеркальцем. И это любовь? В понимании Фредди – еще какая любовь. Нет, дорогой Фредди, ты всего лишь энтомолог, забрасывающий сачок на редкую бабочку для того, чтобы утащить ее в свое царство, лишив тепла и света. Интересно наблюдать, как меняется образ самого Фредди. Теренс Стэмп отлично подошел на эту роль и великолепно показал преображение своего героя. В начале мы видим робкого мужчину, который осторожно рассматривает женщину своей мечты. Находясь в людном месте, он как-то скукоживается и пытается стать незамеченным. Вот он принес ее в подвал, положил на кровать, смотрит с благоговением. Вот он заносит поднос с едой, она проснулась. Он отводит взгляд, видно, что ему хочется испариться. Кидает боязливые взгляды. И ведет себя, как побитая собака. А вот мы уже через некоторое время видим усталость и раздражение. Он недоволен своей бабочкой. Она до сих пор борется за свет. Его вполне устроило, если бы она легла в постель, скрестила ручки на груди и лежала бы такая тихая и смиренная. Его драгоценность. Она же бунтует. И тут мы уже видим, как в его взгляде с каждым разом все увереннее и увереннее проскальзывает истинный маньяк. Глаза холодные. Во всем облике суровость. Тот застенчивый мужчина, который отводил глаза, пропал, уступив место настоящему хищнику. А в конце, когда она лежала на кровати, неспособная бороться, доведенная до полного отчаяния - что это за взгляд такой был у него?! Неужели презрение? Он сам себя убедил, что эта женщина недостойна его любви. Ни капли раскаяния, никакого сострадания. Он с легкостью избавляется от нее. И также с легкостью открывает новую главу.
Также очень понравилось художественное оформление. Постановщики потрудились на славу. Сам дом выглядит пугающим. Смотришь на него и такое чувство, что каждый кирпичик хранит печаль. Подвал Миранды получился жутковатым. От стен так и веет холодом. Темно. Страшно. Зритель видит ступеньки, ведущие к двери, а там только пройти немного и…свет, ветер, солнце…Зажмуришь глаза и почувствуешь всем телом и душой – свобода!!! Но дверь закрыта. Солнечных лучиков тут нет. Зато в таком пугающем месте мы видим шкаф, туалетный столик, книжные полки. И знаете, от этого становится еще страшнее. Понимаешь, что это не временное пристанище. Понимаешь, что это надолго и гонишь отчаянные мысли, что возможно это навсегда! От всего этого становится невыразимо печально. Даже все эти вещи несут свой оттенок грусти. Они уродливы и находятся в уродливом месте! Не место им тут, как и главной героине! Я когда на всю эту обстановку глядела, то чувствовала, как ком в горле встал и дыхание затруднилось. Атмосфера страха, неуверенности, несчастья бродит по всему этому дому! Такое ощущение, будто весь этот дом накрыт зловещим сачком. Молодцы, художники-постановщики, молодец режиссер! Так виртуозно все воплотить, чтобы зритель почувствовал себя в этой клетке. Почувствовал весь страх героини, ощутил огромный прилив отвращения к Фредди. Когда Миранда боролась, и я боролась вместе с ней, когда она угасала, хотелось кричать: «Только не сдавайся. Только держись. Не поигрывай этому мерзавцу духом!». А ведь в наше время правят высокобюджетные блокбастеры с кучей дорогих спецэффектов, но зачастую пустые внутри. Дорогая оболочка. Невкусная начинка. Этот же фильм представляет собой качественный психологический триллер. Явного физического насилия не было, но весь воздух был им пропитан. А себе хочу поставить двойку за то, что сомневалась в том, что картина 1965 года окажется стоящей. Посетили мысли, что все будет похоже на дешевый кукольный спектакль. А в итоге получила великолепную игру актеров, отличные декорации, блестящую режиссуру, хорошее музыкальное сопровождение и огромное желание найти время, для того чтобы прочитать книгу Д. Фаулза «Коллекционер».
Ну а напоследок после такой тяжелой ситуации и такой грамотной атмосферы, в которую я окунулась, позволю себе немного юмора -
Скрытый текст

Полезная рецензия? Да / Нет 16 / 5

Вернуться к фильму